Гандикап-турниры по шахматам

Валерий ЧАЩИХИН

Когда игрок искуснее другого

В нашу эпоху шахматы потеряли былую привлекательность. Почему? Современный маэстро так опасается проигрыша, что не даёт форы. Вот свежий пример.

"64" "В выходной день участники традиционного супертурнира в Дортмунде спустились со сцены, чтобы поиграть блиц в городской ратуше. Сотни желающих проверили свои силы в игре с гандикапом. Гроссмейстер получал белые фигуры и две минуты на партию, любитель пять минут и возможность пожать руку именитому сопернику, в том числе и самому чемпиону мира." – "64" № 8 / 2007.

ВЧ Три минуты, да и то – любителям! Да какой же это "гандикап"? Такую микро-фору может дать любой мастер-блицор любому гроссмейстеру.

Аркадий Дворкович: "Фора должна быть реальной".

А.Д.Петров: "Когда игрок искуснее другого, то для уравнения игры, снимает у себя по условию офицера или пешку".

ВЧ Вот в старину маэстро Морфи давал натуральную фору – пешку и ход – мастерам! Современные чемпионы только позорят титулы и шахматы.

Надо возродить гандикап-турниры и шахматы займут своё почётное место среди популярных видов спорта и развлекательных программ.

Гандикап. Фрагменты истории.

В старину мастера довольно часто давали фору – снимали у себя какую-нибудь фигуру, например, обычно "конь-b1", редко "ладья-а1", в исключительных случаях – даже "ферзь-d1", но чаще всего – "пешку-f7".

А, давайте-ка, задумаемся – почему они никогда не давали центральную пешку? Несмотря на абстрактность постановки, сам вопрос имеет практический смысл. Например, белые (без пешки е2) играют 1.d4 Диаграмма № 01

Здесь у белых явное преимущество, ибо слоны и ферзь уже почти развиты.

Далее возможно: 1...d5 2.c4 dxc4 3.Сxc4 (сыграно, благодаря отсутствию пешки е2).

Или белые (без пешки d2) играют 1.е4 Диаграмма № 02

1...e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5 4.Сxf7+ Крxf7 5.Фd5+ (сыграно, благодаря отсутствию пешки d2)

В дебюте ценность пешек невелика – потому их и жертвуют в гамбитах ради захвата линий и перевеса в развитии. А в этих позициях (диаграммы № 01, 02) нет нужды тратить драгоценные темпы на жертвы пешек и можно сразу переходить в атаку. Дача центральной пешки является преимуществом, а не форой. Ещё большее преимущество получает тот, который "дарит" ладейную пешку, ибо ладья сразу в игре и противнику рокировать весьма опасно.

ZZ – ZZ.

Европа, 1619 ~ 1625

Из манускрипта Дж.Греко (По Тартаковеру)

(без Кg1) 1.e4 e5 2.Сc4 Кf6 3.d4 Кxe4 [3...exd4! и если 4.e5, то 4...d5.] 4.dxe5 Кxf2

Диаграмма № 03

[Это выгодно белым, ибо после рокировки они захватят вертикаль f. Чёрные, похоже, надеялись на 5.Крxf2 Фh4+ 6.g3 Сс5+ 7.Се3 Схе3+ 8.Крхе3 Фxc4, но ...] 5.0-0!! [Благодаря отсутствию коня на g1.] 5...Кxd1 [Или 5...Сc5 6.Сxf7+ Крxf7 7.Фd5+ Крe8 8.Лf1.] 6.Сxf7+ [Чёрные сами затратили темпы на взятие пешки f2 и убрали коня с вертикали f.] 6...Кре7 7.Сg5# 1-0.

Похожую партию сыграл Мак-Кензи при равном числе фигур.

Мак-Кензи – ZZ.

Лондон, XIX

1.e4 e5 2.Сc4 Кf6 3.d4 c6 [3...exd4.] 4.dxe5 Кxe4 5.Кe2

Диаграмма № 04

5...Кxf2? [5...Фа5+! 6.Кbc3 (6.Сd2? Фc5) 6...Фc5 7.Фd4 d5 8.exd6 Фxd4 9.Кxd4, то 9...Кxd6.] 6.0-0 Кxd1 [6...d5 7.Лxf2 Сc5.] 7.Сxf7+ Крe7 8.Сg5# 1-0.

[Ещё пример: 1.e4 e5 2.Кf3 Кf6 3.Сc4 Кxe4 4.Кc3 Кxc3 5.dxc3 d6 6.0-0 Сg4 7.Кxe5 Сxd1 8.Сxf7+ Крe7 9.Сg5#]

Кермюр Легаль – Сен-Бри.

Париж, XVIII век

(без ладьи а1)

Партия приводится по Oxford Encyclopedia of Chess Games" Edied by David Levy & Kevin O'Connell (Oxford Univercity Press, 1980) .

ШЭС [Шахматы. Энциклопедический словарь (М.СЭ, 1990)] ошибочно даёт эту партию с равным числом фигур, и ходы сочиняет: 4...g6 (вместо 4...Кc6), то есть сознательно уродует историческую картину.

В то время мастер имел не только обязанность, но и право давать фору. А.Д.Петров так описывал сходный случай:

"Дедушка предложил мне ладью вперёд. Предложение это несколько оскорбило моё самолюбие. Я говорил дедушке, что до сих пор играл со всеми на равную и что, взявши вперёд, нет славы выиграть. Но он отвечал: выиграешь, так будем играть на равную".

Факт дачи вперёд огромной форы одного знатного маэстро Легаля другому почти-маэстро Сен-Бри, да столь короткий и блистательный финал, украшенный остротами Легаля – всё это вкупе и явилось достаточным поводом для публикации партии, которая принесла величайшую славу Легалю. Сама комбинация столь неожиданна, что за 200 лет спустя на неё и на её вариации попались не только миллионы любителей, тысячи мастеров, но и около сотни гроссмейстеров!

[без Лa1] 1.е4 е5 2.Сс4 d6 3.Кf3 Кc6 4.Кc3 Сg4

Диаграмма № 05

[Сен-Бри был знаком с партиями Дж.Греко, о чём говорит его довольно хорошая постановка дебюта.

Белые уже без фигуры и при спокойной игре обречены на поражение; они вынуждены как-то рисковать и чем-то соблазнять противника на ошибку.] 5.Кxe5!! [Комментаторы ставят к этому ходу вопросительный знак, искажая исторический момент и не отражая психологическую подоплёку данной партии. Полагаю, этот ход Легаль сделал мгновенно, пока Сен-Бри не отвёл взгляда от линии Сg4-Фd1. Возможно, Легаль даже ахнул, чтобы усилить у визави хватательный рефлекс.] 5...Сxd1 [Наверняка все зрители не видели ошибки в этом ходе; да и все комментаторы попались в эту западню на первых шагах своей шахматной карьеры. Только после личного горького опыта, да 200 лет спустя после данной партии, можно чванливо заметить, что вместо 5...Сxd1? сильнее 5...Кxe5!]

6.Сxf7+ [Этот и следующий ход Легаль делал смакуя. Он любил оживлять развитие игры различными остроумными репликами, что приводило в восторг тонких ценителей хорошей шутки.] 6...Кре7 Диаграмма № 06

7.Кd5# 1-0.

Brul J.M. – Philidor F.A.D.

London, 1790

(без пешки f7) 1.e4 Кh6 2.d4 Кf7 3.Сc4 e6 4.Сb3 [4.Фe2!] 4...d5 5.e5 c5 6.c3 Кc6 7.f4 Фb6 8.Кf3 Сe7 9.Сc2 Сd7 10.b3 cxd4 11.cxd4 Сb4+ 12.Крf2 Диаграмма № 07

12...g5! 13.Сe3? [13.fxg5 Кfxe5!; 13.g3!] 13...gxf4 14.Сxf4 Лf8 15.Сe3 h6 16.h4 0-0-0 17.a3 Сe7 18.Фd3 Лg8 19.Кbd2 Лdf8 20.Фc3 Крb8 21.Лh3 Кfxe5 22.dxe5 d4 23.Кc4 dxe3+ 24.Кxe3 [24.Фxe3 Фxe3+ 25.Крxe3 Кxe5.] 24...Сc5 25.b4? [25.Лe1.] 25...Сxe3+ 26.Фxe3 Лxg2+ 27.Крxg2 Фxe3 28.Лe1 Фf4 29.Лe4 Фc1 30.Кe1 Кe7 31.Лc4 Фxe1 32.Сd3 Лf2+ 33.Крg3 Фg1# [П.Морфи] 0-1.

150 лет назад Пол Морфи (22.06.1837-17.07.1884) победил на турнире Нью-Йорк-1857 и вскоре победил всех европейских чемпионов. Став чемпионом, в 1859 заявил, что готов играть с любым маэстро, но давая фору "Af7". Вот что такое фора! Морфи давал натуральную фору – пешку и ход – мастерам, а современные чемпионы дают три минуты – любителям.

В ХХ веке в матчах на первенство мира иногда чемпион требовал форы от претендента.

В соглашении между Капабланкой и Алехиным, базировавшемся на "Лондонских правилах", был ещё один пункт, ставивший претендента в явно неравное положение. Он предусматривал, что матч играется до 6 побед, но при счёте 5 : 5 титул сохраняется за его обладателем – по существу то же самое, что и перевес в два очка, который Капабланка, будучи претендентом, во время переговоров с Ласкером, назвал "unfair". Это слово имеет в английском языке, богатом синонимами, несколько значений и оттенков – "несправедливый", "пристрастный" (что, видимо, имел в виду Капабланка), но и "некрасивый", "нечестный" (что усмотрел Ласкер, посчитавший себя оскорблённым и прервавший переговоры). – А.Алехин "На пути к высшим шахматным достижениям" (М., ФиС, 1991)

"Следует всё же сказать, что фора в два очка не существенна в безлимитном поединке – претендент и должен быть сильнее. Но Капабланка не прав в том, что изменил своё же Лондонское соглашение". – альманах "Ревизия шахмат" выпуск № 5 "Русские Диоскуры" (М., МДЦ 0ригами, 1998).

Впрочем, Г.Каспаров в неофициальных поединках успешно давал мини-фору гроссмейстерам в виде сеанса одновременной игры и выигрывал. Поэтому сеанс любителям не фора, а пустяк.

Пол Морфи – Шарль Шарпантье.

Новый Орлеан, 1849

(без Лa1) 1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.d4 exd4 4.Сc4 Сb4+ 5.c3 dxc3 6.0-0 [При игре с форой, пешки и вовсе не в счёт, главное – перевес в развитии.] 6...cxb2 7.Сxb2 Сf8 [Шарль, дядя Пола по материнской линии, хорошо был знаком с дебютной теорией своей эпохи, ибо играет по известному тогда образцу: партии на равных Поперт – Бертольд Горвиц, Лондон, 1841.] 8.e5 [А юный Морфи (ему тогда было 12 лет) не подражает! В упомянутой партии Поперт играл 8.Фd5.] 8...d6 9.Лe1 dxe5

Диаграмма № 08

10.Кxe5 [Изумительно! Белые, имея ладьёй меньше, отважно идут на размен ферзей.] 10...Фxd1

11.Сxf7+ Крe7 [Лучше 11...Крd8!, но чёрные ожидали лишь 12.Лxd1 Кхe5 с выигрышем второй фигуры.] 12.Кg6++ [Двойной шах – обе шахующие фигуры под боем, но нельзя взять ни одну.]

Диаграмма № 09

12...Крxf7? [Плохо и 12...Крd7? 13.Кxf8+ Крd6 14.Сa3+; или 12...Крd6? 13.Сa3+ Кb4 14.Лxd1+; но чёткое 12...Крd8! 13.Лxd1+ Сd6 (13...Сd7 14.Кxf8 Кf6 15.Сxf6+ gxf6 16.Лxd7+ Крc8 17.Сe6; 13...Сd7 14.Кxh8 Кf6 15.Сxf6+ gxf6 16.Сe6 Кe5 17.f4) 14.Кxh8 Кf6 давало чёрным хорошую игру. Найти эти варианты легко, но дядя Шарль ожидал лишь 13.Лxd1] 13.Кxh8# [Как видим, партия кончилась до выяснения форы – перевеса в одну ладью.] 1-0.

Шаллопп – Г.Нойманн

Берлин, 1863

(без f7) 1.e4 c5 2.Фh5+ g6 3.Фxc5 Кc6 4.f4 [4.e5!] 4...e5! 5.Фf2 Кf6 6.d3 d5 7.exd5 Фxd5 8.Кc3 Сb4 9.fxe5 Кg4 10.Фe2 0-0 11.Кf3 Кgxe5 12.Кxe5 Кxe5 13.Сd2 Сxc3 14.Сxc3 Сg4 15.Фd2

Диаграмма № 10

15...Кxd3+ [16.Сxd3 (16.Фxd3 Лae8+ 17.Крd2 Фg5+) 16...Лae8+ 17.Се2 Фxd2+ 18.Сxd2 Лхe2+ 19.Крd1 Лfd8.] 0-1.

Г.Р.Нойманн - Гёль

Берлин, 1863

(без Кb1) 1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5 4.b4 Сxb4 5.c3 Сc5 6.0-0 d6 7.d4 exd4 8.cxd4 Сb6 9.d5 Кa5 10.Сd3 Кf6 11.Сb2 0-0 12.Крh1 Сg4 13.Фd2 Сxf3 14.gxf3 Крh8 15.Лg1 Кe8 16.Лxg7 Кxg7

Диаграмма № 11

17.Фh6 f6 18.e5 f5 19.e6 Фe7 20.Лg1 Лg8 21.Сxf5 1-0.

ГАНДИКАП-ТУРНИР

Центр по шахматным гандикап-турнирам. Учредитель В.Д.Чащихин.

Гандикап-турниры предназначены для вовлечения в шахматы максимального числа людей.

Почему гандикап-турниры не прижились раньше?

Без рассмотрения этого вопроса, мы обрекаем себя на повторение ошибок прошлого.

Раньше статус игрока (или, как мы назваем, ранг) устанавливался раз и навсегда – до полного окончания турнира. Разумеется, при таком подходе возможны различные махинации, например, участнику даётся очень заниженный ранг, он получает от всех чрезмерную фору и набирает много незаслуженных очков. Этот дефект полностью устранён в новых правилах, введением двух обязательных условий:

1. Все играют по две партии. 2. Ранг игрока во время турнира меняется.

Современные гроссмейстеры любят раглагольствовать о возросшем общем уровне игры и потому, гроссмейстер не может дать фору любителю даже пешку – любитель непременно выиграет. Это не соответствует действительности.

Ещё один аспект. Известно, что игроки эпизодически пребывают то в очень хорошей спортивной форме, то в очень плохой. Поэтому иногда игроку приходится отказываться от хорошего турнира, чтобы не занизить свой рейтинг, чтобы не испортить свой имидж. При новых правилах игры та или иная спортивная форма компенсируется форой. Пришёл в хорошей спортивной форме – в основном ты даёшь фору, пришёл в плохой – чаще дают фору тебе. Благодаря этому у игрока нет депрессии и увеличивается его срок полноценной жизни в большом спорте.

Правила игры в гандикап-турнирах. 2007

Предварительные игры

Если участники одного уровня, например, все мастера (или все перворазрядники), то предварительные игры не проводятся, ибо в первом туре все играют на равных.

Предварительные игры предназначены для определения под каким рангом начнёт выступать каждый игрок в гандикап-турнире. Ранги 1, 2, 3, 4 и 5, где высший ранг – 5, а низший ранг – 1. Но не может быть ранга выше 5 и не может быть ранга ниже 1.

Разница в рангах измеряется в регистрах.

Имеющие одинаковый ранг играют при равном материале и по времени 5 мин / 5 мин.

При разнице в рангах в один регистр, больший ранг даёт меньшему рангу фору по материалу "пешка-f7" и получает фору по времени 6 м / 4 м.

При разнице в рангах в два регистра, больший ранг даёт меньшему рангу фору по материалу "конь-b1" и получает фору по времени 7 м / 3 м.

При разнице в рангах в три регистра, больший ранг даёт меньшему рангу фору по материалу "ладья-a1" и получает фору по времени 7,5 м / 2,5 м

При разнице в рангах в четыре регистра, больший ранг даёт меньшему рангу фору по материалу "ферзь-d1" и получает фору по времени 8,5 м / 1,5 м.

Все играют по две партии. Ранг игрока во время турнира меняется.

И в предварительных играх и в основном гандикап-турнире все играют по две партии.

Имеющие одинаковый ранг

Для имеющих одинаковый ранг и играющих при равном материале цвет в первой партии определяют путём жребия – один зажимает в кулаках по белой и чёрной пешке, а другой выбирает. Нельзя, чтобы в процесс определения цвета, вмешается судья, который нелюбимому игроку станет давать только чёрный цвет, как это было на турнире "62 года ПОБЕДЫ" 19 мая 2007.

Если первая партия закончилась вничью, то вторую они играют с переменой цвета фигур. Если первая партия закончилась чьей-то победой, то во второй партии победитель даёт проигравшему фору "пешка-f7" и получает фору по времени 6 м / 4 м. При этом ранг победителя увеличивается на один регистр. Если ранг победителя уже был 5, то понижается ранг проигравшего на один регистр.

Имеющие разный ранг

Если первая партия закончилась вничью, то каждый сохраняет свой ранг и вторая партия играется с первоначальной форой.

Если первую партию проиграл обладатель низшего ранга, то он получает ранг на один регистр ниже и фора изменяется на один регистр в пользу проигравшего; [например, в первой партии низшему давалась фора по материалу "пешка-f7", то после проигрыша низший получает фору по материалу "конь-b1"] [если проигравший имел 1 ранг, его опускать нельзя (не может быть ранга ниже 1), тогда поднимают ранг победителя, но если тот уже имел 5 ранг (не может быть ранг выше 5), то ранги сохраняются у каждого.]

Если первую партию проиграл обладатель высшего ранга, то во второй партии победителю даётся ранг на два регистра выше и фора изменяется на два регистра в пользу проигравшего; [например, игроки имели ранги 5 и 4; в первой партии низшему давалась фора по материалу "пешка-f7", то после выигрыша низший получает 5 ранг (не может быть ранг выше 5), а проигравший получает 4 ранг; форы даются в соответствии с рангами.]

Инвентарь.

Играют только на специальных контактных досках, которые автоматически записывают ходы. По окончании каждый участник получает сборник партий, в котором также размещены фотографии всех участников. Партии турнира также размещаются на Web-сайте. Имеются партии, значит они поддаются научной обработке и – пишутся книги, создаётся история этих соревнований.

Взаимоотношения с прессой.

Если кто-то оскорбительно выскажется о гандикап-турнире в средствах массовой информации, то он становится "персоной нон грата" и впредь не допускается ни на какие мероприятия, организуемые Центром по шахматным гандикап-турнирам. В качестве извинения провинившийся должен оплатить все организационные и накладные расходы по следующему гандикап-турниру.

 

Перспективы гандикап-турниров.

Поскольку гандикап-турниры более демократичная игра, чем классические шахматы, то и участников в них будет большее число. Гандикап-турниры более зрелищны. Ожидается, что гандикап-турниры будут собирать огромные залы и даже стадионы.

В гандикап-турнирах всегда рады участию представителей классических шахмат. А организаторы классических соревнований обычно ставят препоны даже для участия своих представителей: самый яркий случай – сорванный матч А.Широва с Г.Каспаровым.

Возможно, "классики" будут настроены против "гандикапщиков". Но со стороны "гандикапщиков" никаких угроз "классикам" нет. Гандикап – это шоу. Сравнительно недавно прошли два интересных шоу "Танцы со звёздами" и "Звёзды на льду", получившие зрительскую поддержку. Артисты-звёзды не подорвали имиджа чемпионов мира и олимпийских игр. Но возросла зрелищность, причём, она пошла на пользу и звёздам и чемпионам. Но если на льду (или в других видах спорта) от любителей всё-таки требуется какое-то мастерство и спортивная форма, то в шахматах есть гандикапы.


Домашняя страница. | Краткое содержание книг альманаха Ревизия Шахмат. | Прайс-лист книг по шахматам. | Как можно купить книги по шахматам. | Контакты.

Адрес сайта "Ревизия Шахмат" - http://chessrevision.com/

© Автор книг и статей по шахматам В. Д. Чащихин, 1992-2006. Все права защищены.







Считаю, что установка кондиционеров в Москве должна выполняться профессионалами.